Есть такой вполне достопочтенный и любимый в народе жанр с многолетними традициями, обобщённо именуемый «клюква». Это когда советский militsioner с внешностью Арнольда Шварценеггера и обобщённо-славянским именем Иван Данко играет в кадре на balalaika, пьёт горячую водку из samovar и увлечённо борется с russian mafia.

Это ужасно смешной жанр, там постоянно маячат русские паспорта в неправильной кодировке или транслитом, странные надписи на стенах, упорно фигурирует в быту обращение tovarisch и тост na zdorovie. Для этого Голливуд, говорят, держит специальный штат русскоязычных экспертов, так крепко сидящих на наркоте, что креатив, который выходит из-под пера голливудских таксистов после консультаций с этими экспертами, впору записывать в бэд-трипы вроде прекрасной пародии по имени «Шестиструнный самурай», за одним но — эти-то как раз снимают на серьёзных щах.

Любопытно, что сам Голливуд об этом плачевном состоянии дел постепенно стал осведомлён, так что от греха русских в кадре заменили всякие братушки из балканских стран, зачастую совершенно вымышленных, но всё равно ходящих поголовно в трениках и с куполами на груди. Смешного всё равно остаётся много, ведь для среднего американца Восточная Европа — это всё равно одно сплошное гетто с пьяными медведями и непроходимой тайгой прямо за окном. Есть ещё отдельностоящие Москва и Питер, в которых иногда снимают серьёзные студии, но и тут бывают проблемы и с названиями улиц, и с надписями на табличках в метро. В общем, жанр живёт своей жизнью, и фильм «Номер 44», внезапно для себя ставший предметом столь бурного обсуждения в российском медийном пространстве, несомненно, является его неотъемлемой частью, ничем существенным из неё не выделяясь и вообще не стоя на самом деле выеденного яйца.

Не возбудись господин Мединский, которого вообще последнее время стало неоправданно много, его голос уже из каждого утюга звучит, по поводу готового выйти фильма, тот бы спокойно прошёл в паре сотен кинозалов, собрал бы в России свои скромные полмиллиона долларов и был бы благополучно забыт, поскольку нашему зрителю ничего интересного, кроме имён в титрах, в нём не было. Даже особой клюквы в фильме нет, так, какая-то сущая шалость, вроде штатного дебилизма переводчиков, упорно оставляющих все эти «Василий, стреляй! Что ты делаешь, Василий!» как есть. Что им мешает переименовать несчастного Василия в Васю, а Лео в Лёву, ума не приложу, но в общем незаинтересованный глаз на этом весь искомый клюквенный юмор и исчерпывает.

Как раз напротив, вторя книжке, фильм довольно неплохо передаёт точные детали быта, в смысле же глюков с датами, ношением медалей, нюансами формы и прочей тонкоты он даже и покажет класс например идущей сейчас в прокате «Битве за Севастополь». Как говорится, реально постарались, пусть и превратив вновь русскую (и заодно украинскую) природу в очередную Чехию. Даже пресловутых «попыток искажения истории» в фильме считай нет — эдакие Егоров и Кантария спокойно водружают флаг над Рейхстагом (ни слова про войска союзников), потом героями едут в Москву служить в МГБ, чего такого. Мединский обиделся на трофейные часы? Дык у кого в нашем детстве в доме таких не было — часов, фотоаппаратов, даже арифмометры немецкие, бывало, попадались.

Тонкая душа министра культуры в первую голову, конечно, разобиделась на расстрелы без суда, аресты по чудовищным поводам и лагерные вагоны для перевозки скота. Так они как раз были, гражданин соврамши, пусть не совсем так, как показано, а местами и совсем не так, и МУР был организован не в 53 году, и никогда в жизни у нас не отрицалось наличие уголовного элемента (более того, он считался социально близким в иные времена) и тем паче убийств. И на это автору после выхода книжки много пеняли, на что он отмазывался, мол, это альтернативная реальность, считай фэнтэзи такое.

Да и связь реального Чикатило с книжным маньяком натянута, как сова на глобус. Но в целом тонкости и нюансы сталинских реалий за океаном никому не понятны и никому не интересны: ГУЛАГ для них — это как Мордор, и тут без вариантов. Да и у нас есть Быков со своим романом «Оправдание», чем не фэнтэзи. Нам бы сперва самим разобраться в вопросе, а потом уже от других требовать.

Впрочем, фильм действительно плох, но вовсе не клюквой (львиную долю которой нам даже не услышать, в оригинале все актёры разговаривают с жутким нарочитым псевдославянским акцентом, вот где стэндап-комедия), гипотетическим «переписыванием истории» и что там ещё снится мнительному Мединскому, а тем, что он реально никакой, и тот факт, что благодаря пиару Минкульта все теперь его обязательно скачают и посмотрят, несколько удручает — этот Париж совершенно не стоит мессы, только ради того, чтобы поржать над фамилиями Ахматова, Бродский и Малевич? Я вас умоляю.

Если говорить предметнее — то для начала авторы так и не поняли, что они снимают. То ли это неуклюжий политический триллер про врагов народа, то ли клоунский советский детектив про шпионов (в паре мест даже начинает казаться, что реальных), то ли антисталинская драма про голодомор, ужасы детдомов, зверей-нквдшников и прочий Оруэлл, то ли, наконец, обещанный детектив про поимку серийного убийцы.

В итоге получилось ни то, ни сё. Про «сталинских соколов» лучше смотреть страшный фильм «Чекист», да хоть бы и первые «Утомлённые солнцем». Про маньяков вообще много всего наснимали — от «Пилы» по «Зодиак». Про шпионов вон наш недавний парадно-открыточный «Шпион». Голодомор там вообще притянут за уши, как и вся тема с детдомами. И садист-эмгэбэшник мимо кассы, хотя типажно отличный, но сценарий врёт через слово. Постоянные мотания в Москву и обратно — надоедают. Второстепенные персонажи, включая Олдмана, не знают, чем им занять руки. Диалоги — сплошные лозунги (с диалогами вообще в Голливуде последнее время беда, один Соркин и могёт). Логика персонажей хромает на все четыре ноги, бесконечные собирания чемоданов быстро утомляют.

В итоге остаётся вывод на расстрел (сильный момент) и, собственно, дебильная и неуместная, но сильно дающая по нервам своей неожиданностью (в зале — нервная смеховая реакция) стрельба эмгэбэшника. Маньяк пофигу, вот противостояние двух особистов — по финальный клинч включительно — это куда интереснее, но занимает от силы десять минут экранного времени.

Итого — совершенно проходной, разбросанный и неинтересный, но неожиданно близкий к реалиям в показе быта, и ну совсем приблизительный в смысле исторической достоверности фильм, эдакое псевдо-советское фэнтэзи стараниями горе-пиарщиков из Минкульта становится предметом всеобщего интереса. Даже за океаном все новостные ресурсы отписались. Надо бы Мединскому начать деньги за рекламу брать.

Автор: Роман Корнеев